21.02.2012

Павел ДынниковК нам обратился некий господин с просьбой подобрать аппарат для сварки алюминия , а точнее для сварки очень тонких радиаторных трубок из алюминия толщиной  0.5 – 0.6 мм, точнее на глаз сказать не могу. В качестве образца он принёс радиатор жигулей, дырку он проковырял сам побольше и пошире ( 5 на 8 мм), Наша  задача была заварить, обеспечивая  хорошее сплавление надёжность герметичность , долговечность внешний вид и т. д. Одним словом классически по гостовски сварить алюминий  невзирая на то что  он очень тонкий. Основная проблема состоит в том, что такая толщина мгновенно прогорает, едва мы только зажжём дугу, а для сварки нам надо разогреть металл и в жидкую сварочную ванночку присаживать в ручную присадочную проволоку. Так какая там ванночка на такой толщине?

Мы попытались протестировать на этой задаче несколько аппаратов, китайских, итальянских, немецких.

С электротехнической  точки зрения, тут задача тоже не совсем простая. Нам для сварки таких толщин нужно очень надёжное зажигание дуги на самых малых токах. Чтобы устойчиво зажигать нужно достаточно большую  мощность даже при наличии высокочастотного осциллятора. Как только мы её поднимем до уровня уверенного зажигания, оказывается, что это слишком много, тонкая стенка трубки проплавляется уже на старте.  Устойчиво и комфортно зажигать дугу на пяти вольтах как правило могут только аппараты очень высокого класса. Это инверторная синергетическая техника с импульсными технологиями, как правило.  

Китайская техника практически вся одинаковая по своим возможностям и сварить такие трубки качественно ей практически не возможно, они нормально зажигают амперах на 20 – 25.   Это слишком, даже обсуждать нечего. Итальянская техника TELWIN позволяет решать подобные задачи на аппаратах не ниже серии SUPERRIOR TIG ( т.е. инверторная синергетическая), при некоторой практике на этом аппарате  тонкое варить можно, но комфортность  не гарантируется. Аппараты класса  LogiTIG220 (MERKLE), Tetrix230 (ewm), MagicWave (Fronius) спокойно  зажигают  на пяти амперах и классно держат дугу. Этого хватает для нормального старта разогрева тонкой стенки и дальнейшего наплавления  присадочным прутком.  У нас валик сверху получился несколько большим, у нас не было присадки тоньше двух миллиметров ( для таких толщин несомненно проволочку лучше брать потоньше слегка). Но можно приблизить изображение и вы увидите на краях нормальное сплавление, без подрезов, нормальный вид и цвет металла говорящий о хорошем формировании наплавки.

Сварка автомобильного радиатора

Ещё одно обращение было к нам  по поводу не удовлетворительных  результатов после пайки таких трубок и сварки таких трубок «кулибиным» с помощью полуавтомата. Кулибин полуавтоматом шов положить не может, прогорает трубка, поэтому  «заплёвывает» дырку точками, короткими прихватками,  а чтобы обеспечить герметичность замазывает эпоксидным карандашом, когда эпоксидка вывалится от температур и тосола  бачок конечно опустеет.  Пайка в смысле герметичности даёт лучше результат, но если надо варить несколько стыков или дырок  пока варишь одну соседняя, уже запаянная, может от температуры  развалиться и это обычно весьма не приятно.

радиатор. место сварки

Сварка методом TIG лучше и надёжней со всех сторон!