Несколько слов о бытовых и профессиональных снегоуборщиках

17.12.2007

Промышленность выпускает снегоуборочные машины двух типов - шнековые и шнеко-роторные, часто их еще называют одно- и двухступенчаты­ми. Разница не только в конструкции рабочей системы.

У машин первого типа шнек и подгребает снег, и выбрасывает его через выпускной канал в сторону. Чтобы придать «лавине» на вылете достаточную скорость, главный рабочий орган вращается так быстро, что столкновение с камнем может закончиться для него плачевно. Поэтому у таких машин шнеки либо целиком резиновые, либо обрезинены. Мощность двигателя (электрического или бензинового) не превышает 5 л.с. Привода на колеса нет, снегоуборщик приходится толкать. Интересная особенность: обрезиненный шнек частично выполняет функции привода колес - касаясь рас­чищаемой поверхности, он увлекает за собой машину, тем самым облегчая ее продвижение. Конечно, с настоящим приводом шнеку не тягаться - он может выступить лишь в качестве небольшой «вспомогательной» движу­щей силы. Использовать подобную технику правильней, когда речь идет о регулярном бдительном уходе на небольших участках, об очистке дорогос­тоящих (например, мозаичных) дорожных покрытий, когда сразу убирают свежевыпавший снег, не допуская образования наледи.

У шнеко-роторных машин снег выбрасывается ротором - специальным колесом с лопатками. Металлический шнек только захватывает снежные массы. Вращается он не столь быстро, зато трудится тщательно: ему «по зубам» весьма плотные слои сугробов (особенно если шнек действительно зубастый), а камень он просто отодвинет в сторону. На всех моделях второго типа установлены четырехтактные бензиновые двигатели мощностью от 5 до 13 л.с. Почти все - самоходные (с приводом на колеса) - важный момент, учитывая существенный вес этих машин. Число скоростей и механизмы привода различны: в простейшем варианте только одна передняя скорость, но большинство имеют четыре-пять передних и одну-две задние. У самых «крутых» снегоуборщиков может стоять гидростатическая коробка передач - скорость в этом случае изменяется плавно.

Обратите внимание на форму рабочей кромки шнеков. Гладкие «специа­лизируются» на уборке относительно рыхлого снега. Зубчатые предназна­чены для плотного, обледенелого. Только вот если площадки и дорожки вы­ложены плиткой из камня мягких пород, керамикой или керамогранитом, то стальные шнеки, какие бы они ни были - гладкие или агрессивные зубча­тые, - не годятся, поскольку могут расколоть или поцарапать покрытие.

Эксплуатация и хранение

При частом использовании хранить снегоуборщик в отапливаемом помеще­нии - лучший способ его сгноить. Попадая с улицы в гараж, машина «отпотевает», на холодный металл оседает влага, причем не только на поверхности, но и в самых узких щелях. Влажность и тепло способствуют быстрейшей коррозии, а в плохо вентилируемом помещении влажность сохраняется очень долго. Если дорожки приходится чистить каждый день, держите технику под навесом: крыша защищает от осадков, а ветер продувает стоянку.

Отработав, рекомендуется сразу очистить машину от налипшего снега. Ведь пока двигатель горячий, он оттаивает, и вода неизбежно попадет на детали. Через какое-то время мотор остынет, вода замерзнет, и шнеко-роторный механизм может заклинить. Поэтому перед началом работы рекомендуется включить привод шнека и провернуть двигатель пусковым тросиком. Если он вращается, можно работать. При заклинивании шнеков важно не допустить порчи двигателя, как самого дорогого узла. Применяется следующая система защиты: шнеки крепятся к валу срезными болтами. Кроме того, шестерни редуктора специально выполняют из мягкого материала. Если не спасут срезные болты, то сломается редуктор, но мотор - самый дорогой узел - останется целым.

Насколько высоко над землей должен находиться шнек? Желательно на сантиметр выше максимального препятствия. Помогают это сделать опорные лыжи, которые держат на себе вес носовой части снегоуборщика. Перемещая их вверх- вниз, регулируют нависание шнеков, то есть фактически минимальную толщину неудаляемого слоя снега. Асфальтированную площадку, точно отрегулировав лыжи, можно очищать «под ноль». На грунтовой или гравийной дорожке придется вывесить шнек-уровень, не позволяющий цеплять неровности. Иначе машина упрется в землю, колеса будут буксовать, а механизм быстро изнашиваться.

Снегоуборщику по силам сугроб любой высоты. Снег постепенно опадает в рабочую зону загребного ковша. К тому же специально на случай высоких сугробов (существуют подрезные ножи (в основной комплект производители их, как правило, не включают). Они особенно важны при уборке плотного покрова.

Идея самостоятельно модернизировать зимнюю технику, чтобы использовать летом, плоха. Дело в том, что у «зимних двигателей» не предусмотрен воздушный фильтр. Считается, что зимой пыли нет, а его наличие может создать трудности; вдруг, мол, от влаги (растаявшего снега) и мороза бумажный фильтр замерзнет? Завести машину в такой ситуации не получится. Однако существует универсальная уборочная техника, где эта проблема решена.

Потребительский анализ снегоуборщика MTD Yard Machines

Бензомоторная самоходная шнеко-роторная снегоуборочная машина (США).
Класс: бытовой.

Технические параметры:

Двигатель: Tecumseh;
Тип- бензиновый,
1-цилиндровый,
4-тактный;
Мощность 5 л.с.
Привод: ременная передача.
Рабочая система: ширина шнека - 56 см; высота шнека - 40 см; дальность выброса - до 9 м.
Шасси: колеса (диаметр - 18 см, ширина -4 см).
Вес: 71 кг.
Особенности: фиксация привода шнека; металлический зубчатый шнек; пластиковый выпускной желоб.

Yard Machine 6ACE

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ:

Бензомоторные шнеко-роторные «самоходки» пользуются спросом у владельцев частных загородных участков, поскольку просты, функциональны и доступны по цене. 6ACE начинает линейку снегоуборщиков MTD - это самая бюджетная модель производителя, имеющая притом все необходимое для ответственной уборки.

Поскольку есть привод на колеса, работа не потребует больших физических уси­лий. Специальные шины Snow Hog («Снежный вепрь») с высоким протектором обеспечивают хорошее сцепление с грунтом при любых погодных условиях, кроме гололеда (в этом случае придется приобрести цепи противоскольжения). Весит машина относительно немного, конструкторы посчитали, что необходимости в механизме разблокировки колес нет - даже при жестком соединении маневрировать легко.

Выпускной желоб из эластичного морозоустойчивого, ударопрочного пластика (кстати, у всех моделей MTD) не ржавеет, к нему не прилипает снег. Даже при самых сильных морозах этот материал достаточно эластичен. За поворот желоба отвечает специальная рукоятка, находящаяся в зоне досягаемости оператора. Покрутил ее -дефлектор повернулся в соответствующую сторону.

Главные элементы системы управления - два рычага на рулевых рукоятках, отвечающие за включение шнеков и хода. Большой плюс этой модели в возможности фиксации рычага запуска шнеков в «активном» положении: если отпустить его и удерживать рукоятку хода, шнеки не отключатся. Свободной рукой в это время меняют направление выброса.

Меры предосторожности на случай заклинивания рабочего органа стандартны: он крепится к валу специальными срезными болтами. Таким образом, последствия минимальны, весь ремонт сводится к замене крепежа. Продумана защита не только двигателя, но и человека: как только оператор отпустит рычаги включения хода и шнеков (скажем, при падении), снегоуборщик остановится, а шнеки перестанут вращаться. И еще. При уборке слежавшегося снега со льдом из выпускного желоба будут обязательно вылетать льдинки, зачастую по непредсказуемой траектории. Поэтому в выпускном желобе установлена специальная «вилка», измельчающая «снежки» и направляющая их в общий поток.

Выбор профессионального снегоуборщика

Модель с электромотором - небольшой шнековый снегоуборщик- можно порекомендовать в случае, если все зимние заботы только о «пятачке» перед домом или короткой тропинке до калитки. Идеальный вариант для таунхаусов. Много снега такой машиной не уберешь - и не надо, от розетки далеко не уедешь- и тоже не надо. Зато не придется заморачиваться приготовлением топливной смеси для «движка» и поиском места хранения «дворника» (он компактен). А еще большой «плюс» - в легкости и простоте управления. Однако среди профессиональной техники электрических моделей, пожалуй, не встретишь. Зато ШНЕКОВЫЙ (ОДНОСТУПЕНЧАТЫЙ) СНЕГОУБОРЩИК с бензиновым двух­тактным или четырехтактным двигателем профи для себя могут найти. Он незаменим при необходимости деликатного обращения с дорожной «одеждой», не подведет в отсутствии электричества.

На больших площадях хороша ШНЕКО-РОТОРНАЯ ТЕХНИКА. Она гораздо тяжелее шнековой; обязательны массивный ковш, колеса с приводом от мотора, многоступенчатая коробка передач. Такие машины способны справиться не только со свежевыпавшим снегом, но и метровыми сугробами. Пониженные передачи используются для уборки слежавшихся или мокрых масс, средние - годятся для рыхлых покровов, быстрые - транспортировочные.

В лесу, на льду или на крутых склонах можно воспользоваться ГУСЕНИЧНЫМИ МАШИНАМИ. Их траки за счет гораздо большей, чем у колес, площади соприкосновения с грунтом обеспечивают очень высокое тяговое усилие.

Возможность изменять ДАЛЬНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЕ ВЫБРОСА снега есть у всех моделей. Важно учитывать, каким образом и в каких границах происходит регулировка. От этого напрямую зависит удобство и непрерывность рабо­ты. В простейшем случае направление изменяют при помощи рукоятки, жестко соединенной с желобом. Более удобный вариант, когда для поворота желоба используется червячная передача - нужно вращать ручку, расположенную рядом с оператором. У самых «продвинутых» машин «лавина» слушается рычага или кнопки на панели оператора. Дальность выброса задает козырек на желобе. Угол его наклона изменяют либо вручную, либо различными рычагами.

Выбирая тяжелый снегоуборщик, обратите внимание на возможность разблокировки жесткой связи между колесами для маневрирования. Дело в том, что крутящий момент передается на оба колеса одинаково - в сугробе без этого не обойтись, иначе машина будет рыскать влево-вправо. Однако при жесткой связи, чем тяжелее машина, тем труднее ее развернуть, поэтому единственный выход - временно разъединить колеса, чтобы они вращались независимо (развернется практически на месте).

МЕХАНИЗМОВ РАЗБЛОКИРОВКИ КОЛЕС НЕСКОЛЬКО. Чаще всего встречаются быстросъемные шплинты на осях. Более удобный вариант - кнопки, также расположенные на осях. И, наконец, самый эргономичный - включение дифференциала и притормаживание одного из колес с панели управления.

Взаимное РАСПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ МАШИНЫ И КОЛЕСНОЙ ОСИ - тоже важная характеристика, поскольку она определяет сбалансированность всей конструкции. Самая лучшая «развесовка» у того агрегата, центр тяжести которого находится точно над осью. Для пользователя это означает простоту маневра: достаточно легкого нажатия на рукоятки, чтобы приподнять носовую часть машины.

Имеются модели с обслуживаемым и необслуживаемым РЕДУКТОРАМИ ШНЕКОВ. Обслуживаемый придется время от времени разбирать и заменять масло. Смазка для него содержит частицы бронзы, которые частично восстанавливают изношенные детали. Необслуживаемый редуктор при необходимости меняют целиком - неплохой выход для тех, кто не желает «копаться в железе» или не надеется на руки своего садовника, однако ресурс детали по сравнению с обслуживаемым меньше. Различаются узлы и материалом корпуса: если на бытовых моделях используются алюминиевые сплавы, то на профессиональных - чугун.

Потребительский анализ снегоуборщика MTD Cub Cadet 545 SWE

Бензомоторная самоходная шнеко-роторная снегоуборочная машина (США).
ТИП: профессиональный.

Технические параметры:

Двигатель: Tecumseh OHV;
Тип- бензиновый,
1-цилиндровый,
4-тактный;
Мощность 13 л.с.
Привод: ременная передача.
Рабочая система: ширина шнека - 56 см; высота шнека - 40 см; дальность выброса -до 9 м.
Шасси: колеса (диаметр - 41 см), шины с высоким протектором.
Вес: 215 кг.
Особенности: дистанционная регулировка дефлектора выброса; металлический зубчатый шнек; пластиковый выпускной желоб.

Cub Cadet 945 SWE 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Cub Cadet 945 SWE -новинка сезона 2006-2007, одна из самых мощных и производительных во всей линейке снегоуборщиков MTD. С этой техникой можно ежедневно отрабатывать полную смену. Единственная отсутствующая опция - это подогрев рукояток.

Машина предназначена для расчистки парковых дорожек или территории коттеджных поселков. Достаточно пройти два раза, чтобы привести в порядок дорогу, по которой сможет проехать автомобиль. Важная особенность данной модели в том, что она имеет четыре колеса, а не два, как это обычно бывает. Четверка колес обеспечивает настоящую вездеходность.

В сравнении с другими моделями MTD эта, на мой взгляд, наиболее удобна в управлении. Разворачивают машину, регулируют направление выброса и даже угол «стрельбы» (а стало быть, и дальность полета) непосредственно с панели оператора- все рычаги под рукой. Маневрирование облегчает система независимой разблокировки колес - нажатием на курок, расположенный под рукояткой, отключаются от двигателя либо левые, либо правые колеса. В результате разворот происходит практически на месте, без усилий. Словом, все спроектировано таким образом, чтобы оператор не отвлекался на различные настройки, а полностью мог сосредоточиться на работе.

Запустить почти 10-киловаттный двигатель вручную под силу немногим, поэтому предусмотрен электростартер. Завести мотор можно нажатием кнопки в гараже от розетки с напряжением 220 В. Система зажигания электронная; внешние устройства запитываются от встроенного генератора.

И еще одна важная деталь: на снегозагребном ковше предусмотрена возможность установки специальных подрезных ножей - рассекателей сугробов. С ними 945 SWE по плечу действительно любые завалы. Ножи разрезают снег и обрушивают верхний слой в рабочую зону шнека.